528 год

Марк Твен

Янки из Коннектикута при дворе короля Артура

yanki-pru-artyre

В историко-фантастическом романе «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» повествуется о приключениях американского мастера-оружейника, который переносится из XIX века в век VI. Грубые законы и обычаи, о которых говорится в этой повести, исторически вполне достоверны, и эпизоды, их поясняющие, тоже вполне соответствуют тому, что нам рассказывает история. Автор не берется утверждать, что все эти законы и обычаи существовали в Англии именно в шестом веке; нет, он только утверждает, что раз они существовали в Англии и в других странах в более позднее время, то можно предположить, не опасаясь стать клеветником, что они существовали уже и в шестом веке. У нас есть все основания считать, что, если описанный здесь закон или обычай не существовал в те отдаленные времена, его с избытком заменял другой закон или обычай, еще более скверный. Вопрос о том, существует ли в действительности такая вещь, которую называют божественным правом королей, в этой книге не затронут. Он оказался слишком сложным. Очевидно и бесспорно, что главой исполнительной власти в государстве должен быть человек высокой души и выдающихся способностей; столь же очевидно и бесспорно, что один только бог может, не опасаясь ошибиться, избрать такого человека; отсюда с очевидностью и бесспорностью следует, что избрание его нужно предоставить богу и что размышление приводит к неизбежному выводу, что главу исполнительной власти всегда избирает бог. Так по крайней мере казалось автору этой книги до тех пор, пока он не натолкнулся на таких представителей исполнительной власти, как мадам Помпадур, леди Кастлмен[1] и прочие в том же роде; их до такой степени трудно было зачислить в разряд божьих избранников, что автор решил эту книгу (которая должна выйти к осени) посвятить другим вопросам, а потом, накопив побольше опыта, приналечь и вопрос о наследственном праве королей разрешить в следующей книге. Вопрос этот должен быть разрешен во что бы то ни стало, а зимой мне, кстати, делать будет нечего.

Мой небольшой комментарий к книге: отличный роман, он как я представляю является предшественником целого направления в жанре фэнтези. С одной стороны приключения Янки смешны, в романе масса забавных эпизодов, которые могут заставить смеяться от души любого читателя, в какие только забавные истории не вовлекал. Однако, при этом противостояние старого и нового служит не только почвой для множества комичных эпизодов, но и является вполне серьезной проблемой, по сути, предприимчивый янки — один из первых в мировой литературе прогрессоров и несмотря на все его успехи, полностью переломить ситуацию и вытащить средневековое общество к прогрессу, ему так и не удалось, ведь никакие технические новинки не могут быстро изменить сознание людей. Концовка оказалась неожиданно мрачноватой для такого веселого произведения. Именно такое сочетание веселого и грустного и произвело на меня незабываемое впечатление. И, хотя с написания романа прошло больше ста лет, книга до сих пор читается с большим удовольствием.

Скачать книги: DepositFilesЛитРес

Теги: , , , ,

4 комментария на “528 год”

  1. genad1980:

    Отличный роман, предшественник целого направления в жанре фэнтези. С одной стороны, «Приключения янки» очень смешны. В романе масса забавных эпизодов, которые могут заставить смеяться от души любого читателя. Рыцари на велосипедах, рыцари, рекламирующие мыло, рыцари играющие в футбол — что только не делал Марк Твен со своими персонажами, в какие только забавные истории не вовлекал. Однако, при этом противостояние старого и нового служит не только почвой для множества комичных эпизодов, но и является вполне серьезной проблемой. По сути, предприимчивый янки — один из первых в мировой литературе прогрессоров. И, несмотря на все его успехи, полностью переломить ситуацию и вытащить средневековое общество к прогрессу, ему так и не удалось. Ведь никакие технические новинки не могут быстро изменить сознание людей.
    Образы героев, хоть и несколько карикатурные, получились яркими и запоминающимися. Особенно удачным, на мой взгляд, у автора получился король Артур. А уж постоянно интригующий против Янки Мерлин — это просто отдельная песня. Концовка оказалась неожиданно мрачноватой для такого веселого произведения. Именно такое сочетание веселого и грустного и произвело на меня незабываемое впечатление. И, хотя с написания романа прошло больше ста лет, книга до сих пор читается с большим удовольствием.

  2. seratul76:

    Когда читаешь книгу талантливого писателя, поневоле соглашаешься с ним, настолько сильные образы он подбирает, чтобы выразить свою идею. Когда же откладываешь книгу и начинаешь размышлять над прочитанным, понимаешь, что тебя только чуть не провели. Только что тебе чуть не навязали свою точку зрения по тому или иному вопросу! Благо, если у тебя была своя позиция до прочтения, и причем достаточно твердая. Если же нет, то — добро пожаловать! — писатель переманил вас на свою сторону, не успели вы и глазом моргнуть. Твен — на редкость талантливый писатель. Я — на редкость стойкий поклонник средневековья. Но признаюсь, были в этой книге моменты, когда я чуть было не отрекся от своих убеждений. Марк Твен подобрал очень сильные образы, чего только стоит эпизод в доме крестьян, умирающих от оспы и отлученных от церкви! Однако вся книга просто насквозь пропитана идеологией автора. Даже тема перемещения в прошлое здесь играет свою определенную роль — показать уродство, ущербность феодального строя, высмеять то, что составляет саму сущность средневековья, — рыцарство. Но за этим смехом стоит боль — боль от сознания тяжкой участи простого народа, живущего под гнетом напыщенной кучки болванов, закованных в латы (примерно так Твен представляет себе рыцарей). Твен ставит знак равенства между феодализмом и рабством. Но есть в этом смехе что-то еще — боль от сознания бессилия. Эти люди слишком долго были рабами, они родились и были воспитаны в таком духе, и эти предрассудки в них не убьет даже образование.

    Что может быть хуже рабства? И что может быть лучше свободы (читай демократии)? — это позиция Твена. И на протяжении всего романа он будет навязывать ее вам, используя то одни, то другие средства художественной выразительности Слог у Твена легкий, чистый, прозрачный, роман читается на одном дыхании. Главному герою — практичному янки, поставившему себе такую благородную цель — дать свободу угнетенному невежественному народу не можешь не сопереживать и от души желаешь ему победить в этой трудной борьбе. Но все заканчивается так, как должно. Это история триумфа и трагедии предприимчивого янки. Ход истории нельзя изменить пока не станет тот определенный час, когда все разрешается изнутри, а случается это, когда созревают к тому необходимые предпосылки. Я думаю, что такую мысль хотел выразить Твен.

  3. Dimson:

    Отец литературы о «попаданцах», классика фантастики и просто классика. В отличие от большинства современной литературы этого жанра имеет целью, как мне кажется, не только, и не столько развлекать читающего, сколько что-то изобличать, проповедовать и пропагандировать. Марк Твен явный апологет американского образа жизни с его духом предприимчивости и предпринимательства, технического прогресса и противник клерикального и дворянского, рабовладения что вообще-то не удивительно учитывая время и страну написания. Главный герой, попав в далекое прошлое, в Англию времен легендарного короля Артура и Мерлина, вроде как стремится к добру цивилизуя «дикое» общество и реформируя общественные устои, не забывая впрочем при этом и о собственном благе. И хотя делает он это по сюжету не революционным путем, кровь так и льется и к концу количество жертв его деятельности по переустройству социальной и политической жизни достигает десятков тысяч. Да, прогресс и цивилизация это хорошо, наверное даже они невозможны без жертв, и жертвы эти часто на стороне своего угнетателя, это правдиво, но практически полное отсутствие сочувствия к людям у янки из Коннектикута (автора?) меня не удивило, но в силу вовлечености в происходящее как слушателя несколько смутило и расстроило. Похоже автор особо о пролитии крови не сожалеет, и хотя он иногда и приписывает своему герою гуманные порывы, ставя их в заслугу веку современному ему, но как-то очень уж неубедительно. Конечно же Марк Твен не забыл упомянуть о том что ему близко и хорошо знакомо — масс-медиа, точнее журналистике, достаточно красочно описав ее роль в оболванивании человеческого стада и потакании его порокам. В книге довольно много юмора, подчас довольно жестокого, и едких замечаний на волнующие автора темы. Написанная очевидно для той же цели что и «Путешествие Гулливера», и «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» книга, как и они, к настоящему времени став, наверное, неактуальной в сатирической и полемической своей части, сохранила при этом литературную ценность благодаря хорошему сюжету и яркому персонажу. В целом добротно написанная, интересная книга, совершенно по другому воспринятая мною сейчас нежели в юности, и если отвлечься от несогласия с авторской позицией (а нужно ли оно?), из тех что нужно время от времени перечитывать. Но далеко не лучшая у данного автора.

  4. Больше всего из книг Марка Твена мне понравилось это произведение. В нем рассказывается о политических и моральных сторонах Раннего Средневековья, а именно шестого века. Так же в романе есть юмористические сценки, прибавляющие к книге немалый интерес!!!!!!

Комментировать

rfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-slide